02.11.2021
Вратарь «Химика» Дмитрий Куликов, которого ВХЛ признала лучшим новичком седьмой игровой недели, рассказал нам о выборе амплуа в детстве, о настрое на матчи, а также опроверг главный вратарский стереотип
- Дима, у всех вратарей есть истории, как они стали вратарями. Расскажи свою.
- Я не очень любил играть ... Поэтому просто ложился в воротах и лежал там. Тренер посмотрел на меня и сказал родителям — готовьте деньги на форму, он будет вратарем.
- Родители были не в восторге, наверно?
- Нет, мама наоборот только за то, чтоб я в воротах играл. Чтобы у меня маска на лице была.
- Потому что у вратарей зубы целее?
- Да если бы. Бывает, что шайба попадает в маску и выбивает зубы вратарям. Вот недавно были такие моменты в НХЛ. И мне тоже прилетало, но зубы пока целые, все нормально.
- В этом сезоне новая практика — три заявленных вратаря на матч. Чем занимается третий, где он находится?
- Просто на трибунах сидит. Так же, как и раньше, только теперь по новым правилам ты заявлен. В НХЛ бывали случаи, когда оба вратаря получали травмы, и приходилось выходить на лед заливщику льда. Но не слышал, чтоб у нас такое бывало. А так третий вратарь просто сидит на арене, ничего не изменилось.
- Но ты должен быть здоров, иметь при себе форму и не пить пиво?
- Да, конечно, такое условие есть. А пить нам вообще нельзя, особенно во время сезона.
- Когда сидишь на трибуне, ты вовлечен в игру или копаешься в телефоне?
- Нет, я смотрю игру, но это никак нельзя сравнивать — когда ты играешь и когда ты смотришь со стороны. На трибуне ты более расслабленный, просто наслаждаешься игрой, переживаешь за команду, не так сконцентрирован, как когда сам находишься на льду.
- Недавно ты оформил первый шатаут в ВХЛ — такая победа ценнее обычной?
- Не скажу так, любая победа — она ценнее личных каких-то достижений. А «сухарь» просто бонус. Сыграть на ноль непросто, но вся команда старалась, и я тоже.
- Шайбу с матча забрал? Или что вратари забирают в таких случаях?
- Шайбу забрал, да. Домой отвезу родителям, они все такое хранят.
- Много у тебя уже вещей в домашнем музее?
- Со взрослого уровня пока нет. Только первый матч в ВХЛ, первый сухарь в ВХЛ. С детского — да, достаточно, всякие кубки там с турниров, индивидуальные призы.
- У тебя всегда был белый шлем?
- Всегда, хотя, нет, как-то играл в черном шлеме. Заводская покраска была. Если бы была возможность — я бы сделал раскраску. Но это достаточно дорого, так что пока не знаю. Мне и в белом нравится.
- А если бы все-таки раскрасил, что бы это было?
- Я так сразу не скажу. Зависит от того, какая команда, какой логотип, что-то придумал бы.
- Известный вратарь Якуб Коварж признавался, что ему очень важно нравиться себе в форме внешне. У тебя есть такое, или все равно?
- Есть немного, конечно. Не то, чтобы я прям зациклен на этом, но мне важно, чтоб все ровно было. В том плане, чтоб не торчало ничего, не отваливалось, не отрывалось, чтоб все было на месте.
- Сколько комплектов формы тратишь за сезон?
- Один, но мне кажется, в идеале нужно три комплекта.
- Значит, из-за износа формы сложнее играть в конце сезона, когда все разваливается?
- Ну, не то чтобы сложнее, но когда у тебя одна форма на весь сезон — то под конец уже немного хуже выполняешь свои функции по сравнению с тем, когда она новая. Но я стараюсь не обращать на это внимание. Подстраиваюсь, и все.
- С какой командой ты проходил предсезонку?
- Я должен был ее проходить с первой командой, со «Спартаком», но за день до отъезда на сборы заболел коронавирусом. А потом, когда уже вышел, поехал в «Химик» сразу.
- Тренеры первой команды следят за твоей игрой?
- Не знаю, следят ли они за мной, но там работает Владимир Вячеславович (Тюриков — прим.ред.), тренер, который три года работал со мной в молодежке, с ним мы хорошо знакомы.
- В «Химике» есть тренер по вратарям?
- Да.
- Это важно для тебя? Не во всех командах они есть.
- Конечно, важно. Мне не доводилось играть в команде, где нет тренера вратарей, но мне кажется, это тяжело. Он — такой наставник. Главный тренер больше работает с игроками, а вратарский — с тобой. Он и психолог, и тренер — все вместе.
- Ты на льду спокоен или взвинчен?
- Мне больше нравится быть заряженным, когда весь в игре, чем слишком расслабленным. Люблю покричать, где-то поругаться. Но в команде ВХЛ есть ребята постарше — на них не поругаешься.
- Кстати, у вас же играет Олег Губин — самый взрослый парень в лиге. Вам с ним комфортно?
- Да он самый главный шутник в команде вообще! Если есть подходящий момент — он всегда пошутит, и достаточно смешно.
- Настрой на игру сам приходит, или надо слушать агрессивную музыку и так далее?
- Нет, у меня сразу, как игра начинается, появляется настрой, я становлюсь заряженным. Перед игрой люблю поговорить с ребятами, пообщаться, нет такого, что сижу один и настраиваюсь. От такого только больше занервничаешь. Я лично полностью концентрируюсь минут за пять до выхода на саму игру. Тут у всех ребят по-разному. А музыку у нас Максим Афанасьев всегда включает, причем вообще самую разную, то русскую, то рок какой-нибудь, разные жанры, нет чего-то постоянного.
- Ритуалы есть какие-нибудь перед матчем?
- Так, немножечко, по мелочи. Но я могу в какой-то день забыть их выполнить — ну и ладно. Не замечал, чтобы из-за этого что-то поменялось.
- Ты можешь разломать клюшку на эмоциях?
- Вот такого точно за собой не помню, по-моему, даже в детстве не бывало.
- А драться на льду доводилось?
- Нет. Я стараюсь играть по правилам, сосредоточиться на том, чтобы ловить шайбы. Если вратарь кинется драться — это удаление до конца игры, ты подводишь команду. Так что во время игры драться не надо. А вот после, думаю, можно. Всякое бывает.
- Как ты относишься к стереотипам в духе «умный в ворота не встанет»?
- Я считаю, наоборот. У нас много амуниции, а вот когда игроки ловят шайбу на себя — на картон, можно сказать — им гораздо больнее прилетает. Так что можно еще поспорить, кто умный. А вообще игроки постоянно говорят, что вратари странные. Но на них самих посмотришь — тоже есть такие персонажи...
- У тебя самого есть особенности?
- Отчасти есть, конечно. Так сразу не назову примеров, но бывают моменты какие-то. Это не объяснить, это надо видеть.
Пресс-служба ВХЛ
https://www.vhlru.ru/lenta/406438/