Олег Губин: «Может, и в 52 выйду за «Химик» на полпериода»

18.06.2024

43-летний рекордсмен ВХЛ и капитан «Химика» Олег Губин завершил карьеру после семи сезонов в лиге. Все годы Губин бессменно выступал в родном Воскресенске. Карьера форварда завершилась в седьмом матче полуфинала, где его команда уступила «Югре». 

После вылета из плей-офф Олег Сергеевич стал тренером «Химика» по нападению и развитию. В интервью он рассказал о последнем сезоне в качестве игрока, реакции родных на уход из хоккея и планах побить рекорд Фетисова через 10 лет.

— Олег Сергеевич, уже привыкли к новому статусу?

— В отпуске никто меня по имени-отчеству не называет, так что не привык. Больше половины ребят знаю ещё по выступлению в последних двух сезонах — быстро перестроиться не получится. Буду стараться, но не думаю, что в первый же год стану заставлять всех обращаться ко мне на «вы».

— Перед началом сезона 2023/2024 вы раздумывали, позволит ли сыграть здоровье, и решились продолжить карьеру. Что осталось за кадром?

— Серьёзных травм, слава Богу, не было. Только небольшое повреждение, но это бывает у всех. Огромная благодарность доктору «Химика»! Здоровье позволило отыграть весь сезон так, что ничего не болело.

— Вы стали вторым бомбардиром «Химика» в регулярке — наверняка было много аргументов за то, чтобы продолжать.

— Долго всё взвешивал. Если бы по статистике был провальный сезон, закончил бы не раздумывая. Да и возраст уже: стоишь на скамейке, а вокруг одни 20-летние.

— В какой момент решение завершить карьеру стало окончательным?

— Я и после сезона думал, стоит ли заканчивать. Поступило предложение стать тренером — решил воспользоваться шансом. Ещё немного бы поиграл… Сейчас не будет хватать народу в команде — может, ещё выскочу. (Смеётся). Кроме шуток, всё возможно.

— Была цель, без достижения которой не хотелось уходить?

— Хотелось выиграть Кубок Петрова ещё раз. Сезон прошли ровно, но в плей-офф не выполнили задачу. Есть моменты, из-за которых у нас это не получилось, но всё останется внутри раздевалки.

— Посещала ли вас мысль уйти на пике, в статусе обладателя Кубка Петрова?

— Может быть, и стоило. Но я не жалею, что ещё год поиграл и поварился в раздевалке с ребятами, хоть и недоволен результатом.

— Как объявили о решении завязать с игрой команде и семье?

— Команде — никак, они из прессы узнали. (Улыбается). С близкими друзьями списывались. Семья каждый год спрашивала, буду продолжать или нет. Я же всё равно остаюсь в клубе. Если бы ушёл в пустоту, конечно, было бы какое-то расстройство, а так — при деле. Они рады, что не буду валяться на диване.

— Кто-нибудь вас отговаривал?

— Когда объявления ещё не было, многие болельщики в Воскресенске подходили и призывали поиграть ещё год-другой. Они, наверное, расстроились. Я и сам пока до конца не понял, что в начале июля придётся не бегать, а стоять со свистком.

— Не рассматривали вариант покинуть «Химик» насовсем?

— Мне сказали подумать: продолжать играть или войти в тренерский штаб. Больше склонялся ко второму варианту, а правильно ли это — покажет время. Рад, что мне предложили: я хочу работать в этом клубе, не смог бы так резко всё оборвать.

— Довольны, что в ВХЛ сохранили верность жёлто-синим цветам от начала и до конца?

— Повезло, что в родном Воскресенске есть клуб. После КХЛ, когда стал взрослым, в другие города я бы уже не поехал, хотя были предложения даже в 40 лет.

— В последние годы в России в моду вошли прощальные матчи. Если бы такой проводили вы, кого бы пригласили в первую очередь и почему?

— Если честно, ещё не думал насчёт прощального матча. В начале на ум приходят последние партнёры — Талалуев, Заседа, Соколов, а так многих можно было бы позвать.

— Знаковые для клубов игроки часто преподносят партнёрам сувениры на память — в НХЛ, например, Марло и Гецлаф дарили одноклубникам особую бутылку вина. Было ли такое у вас?

— Проставлюсь как-нибудь в выходной день. Всё-таки режим. (Улыбается).

— Планируете «убивать» в себе игрока?

— Да я слышал, что нужно… Буду стараться, но в первый год придётся очень сложно. Я и когда играл, мог поорать — ребята меня знают. Более добрым уже не стану — какой есть.

— За столько лет карьеры остались гештальты, которые можно закрыть на тренерском мостике?

— Выиграть Кубок Гагарина. Начать хотелось бы с главного трофея ВХЛ, а там посмотрим, как сложится.

— Илья Ковальчук в плей-офф КХЛ мотивировал команду фразой: «Для кого-то это может быть последний период в сезоне, для кого-то — в карьере». Вы разыгрывали эту карту перед партнёрами?

— В «Химике» все профессионалы, не первый год в хоккее. В регулярке ещё можно исправить ситуацию после поражения — там всё прощается, а в плей-офф не надо было никого настраивать. Но раз проиграли «Югре» в седьмом матче, значит, где-то недоработал. От лидеров требовалось больше, в том числе от меня.

— Получилось, что тот матч и стал последним в вашей карьере. Какие были ощущения?

— Не думал, что это последний матч, даже после сирены. Проиграли, ничего не сделаешь. Сами виноваты, всё было по силам.

— В раздевалке прощались со всеми по-особенному?

— После матча я молчал. Не кричал, не поздравлял никого с окончанием сезона. Даже в самолёте. Не было настроения разговаривать. Когда прилетели, отошёл, но та игра надолго засела у меня в голове.

— В ваши обязанности тренера в «Химике» будет входить нападение и развитие игроков. Будете стоять на скамейке или вести деятельность за кулисами?

— Хотелось бы стоять на скамейке. Сам пока до конца не разобрался, это что-то новое для меня.

— Какие конкретно цели стоят перед вами в плане развития?

— На сборах будем всё обговаривать, мне объяснят. Наверное, указывать на ошибки на тренировках и матчах. Если дело касается молодёжи, то у нас таких полная раздевалка — со всеми надо будет работать. Опыта должно хватить. Посматриваю за школой «Химика», хожу на некоторые игры. Предполагаю, что мне поручат следить за кем-то более пристально.

— В сезоне 2021/2022 Денис Ячменёв стал чемпионом ВХЛ в первый год работы тренером. Какие задачи ставите перед собой на дебют?

— Если выиграем, буду очень рад повторить его достижение! Многое зависит от подбора игроков. У нас всё-таки вертикаль: «Спартак», «Химик», молодёжка — люди приезжают и уезжают. В Тюмени немного другой клуб: состав не меняется, притирается за сезон. Им в этом плане полегче.

— Артём Воронин из «Нефтяника» после завоевания Кубка Петрова поставил вас в один ряд с Яромиром Ягром как своего кумира, а Даниил Ердаков — возвёл в ранг легенд. Что думаете об их мнении?

— Конечно, мне приятно слышать такие добрые слова. Знаю этих ребят, с Артёмом вместе играли в «Спартаке». Хороший парень. Рад, что он стал чемпионом. Увижу их — лично поблагодарю.

— Завершая карьеру в 43 года, понимаете, как Ягру удаётся играть в 52?

— Наверное, он следит за формой, не позволяет себе лишнего. Ну, и очень любит своё дело. Я сам такой же. Повторюсь, и здоровье, и силы позволили бы ещё немножко «пообманывать» хоккей. (Улыбается).

— Вы с Яромиром пересекались на льду в КХЛ, когда он уже был суперзвездой. Запомнились те матчи?

— Когда приезжали всякие НХЛ-овцы, всегда запоминалось. Тяжело против них играть, это немного другой уровень. К сожалению, я до него не дотянулся.

— Вы стали самым возрастным хоккеистом в истории ВХЛ. Каково было это осознавать?

— Радует, что доиграл до такого возраста. Можно в команде находиться и в 50 лет, но не приносить пользы. Даже не знаю: если я закончил, то кто сейчас будет самым возрастным?

— Рекорд в России принадлежит Фетисову — в 51 год он провёл официальную игру в КХЛ за ЦСКА.

— Помню тот матч. Ладно, может, и в 52 выйду за «Химик» на полпериода. Буду держать себя в хорошей физической форме!

— Регулярными походами в зал?

— И не только. Если разрешат выходить на лёд с командой, воспользуюсь возможностью.

— Каждая ваша шайба в сезоне обновляла рекорд. Осознавали, что постоянно переписывали его?

— В последние годы для меня были важнее командные победы и очки. Личные достижения — на втором плане. Когда только начинал, да и в среднем возрасте заботился о том, чтобы подписать контракт побольше, а сейчас стал переживать за клуб и за качество игры. Было приятно обновлять рекорд, но всё, дообновлял.

— Хотелось установить планку повыше, чтобы никто не догнал? 24-летний Илья Кожухов из «Сокола» высказал желание выступать до 45 лет.

— Дай Бог, чтобы доиграл до такого возраста и перегнал меня, буду только рад. Чем дольше, тем лучше.

— В ВХЛ за вами закрепилось прозвище «Маэстро». Часто слышите его вне льда?

— Ребята в команде больше подшучивают, болельщики пишут в соцсетях. Приятно, что прозвали не каким-то обидным словом. (Смеётся).

— Что делали с Кубком Петрова, когда брали его на день?

— Пофотографировался дома с родственниками и друзьями. Он хранился в Воскресенске, поэтому мне было проще, чем остальным ребятам.

— Как получилось, что это первый трофей в вашей жизни?

— Было серебро ВХЛ, была бронза КХЛ с «Сибирью» в 2015 году, но первых мест не занимал. Повезло мне под конец карьеры в родном клубе.

— Не хотелось всё бросить, когда труд не окупался?

— Конечно, руки опускались, но тянул до последнего. В «Химике» мы старались, и подобрался чемпионский состав. Закончил бы раньше — не было бы всего этого.

— Воскресенцы Квартальнов и Маклюков, став чемпионами КХЛ, привозили Кубок Гагарина домой — навещали трофей?

— Не получилось, меня не было в городе. Так бы обязательно подбежал и поцеловал его. А за ребят очень рад. Скромные, работоспособные, своим отношением к делу всё доказали.

— Какой совет дали бы таким, как они?

— Найти свою нишу: кто-то забивает, кто-то отдаёт, кто-то играет в обороне. Развивать свои сильные качества, не нарушать режим. Если уж попал в КХЛ, то вести себя соответствующе. Всё должно быть в меру. Отдыхать тоже надо, но с умом. Некоторые не справляются с этим: сыграют один матч хорошо — и празднуют несколько дней. Для меня это дикость.

— Кому вы благодарны за свою карьеру?

— Родителям, что привели меня в хоккей, поддерживали и помогали. Семье, друзьям, всем, кто был за меня. Тем, кто писал гадости — тоже, потому что это было мотивацией заставлять себя продолжать, особенно в последние годы. Ну, и партнёрам, тренерам, с которыми удалось поработать, за то, что у меня была такая долгая карьера. Хотелось бы лучше, но как есть.

— Вас по-настоящему полюбили болельщики. Как будете их радовать?

— Когда играл, можно было приглашать на трибуны — вот и сейчас пусть приходят во дворец! Постараюсь вернуть Кубок Петрова в Воскресенск уже в качестве тренера.

https://www.vhlru.ru/lenta/505503/

Яна Наконечная специально для ВХЛ

Фотографии

Партнеры ХК "Химик" Воскресенск