Алексей Липанов: «В прошлом году плотно следил за «вышкой»

08.08.2022

Любая лига интересна, особенно, если там выступают твои друзья, считает обладатель Кубка Петрова и бронзовых медалей чемпионата мира среди юниоров. В интервью пресс-службе «Химика» он рассказал о дороге в спорт, проблеме выбора и житейском опыте, полученном в Америке


- Алексей, в детстве, выбирая спорт, почему остановился на хоккее, а не футболе, к примеру?
- Пример для того, чтобы выбрать именно спорт, был. Хотя ни родители, ни дедушки-бабушки близки к теме спорта не были, но решили, что дети непременно будут заниматься футболом и хоккеем, именно разными видами спорта. Мой старший брат – выпускник футбольной спортшколы «Локомотив». Так получилось, что мне осталось место для хоккея. Кстати, старший брат потом решил для себя, что учёба на первом месте и ушёл учиться в высшую школу экономики. И теперь он работает в War Sistems, где специализируются на просмотре голов, определении офсайдов. Брат работал на чемпионате мира по футболу в России в 2018 году. Да и сейчас много времени проводит за границей: работает на матчах Лиги чемпионов, Лиги Европы, на всех крупных турнирах.


- Сразу полюбил хоккей, или в детстве были преграды: рано вставать, тяжёлый баул с формой?..
- Об этом тяжело сказать: когда тебя в 4 года привозят на каток, то ты на самом деле не очень-то понимаешь, что такое хоккей и насколько это серьёзно?! Позже, к 10 годам, стал осознавать, что мне это мне по душе. К тому же в 10 лет передо мной тоже стоял выбор: футбол или хоккей. Я со старшим братом много проводил времени, играя в футбол. У меня неплохо получалось, приглашали в академию «Локомотива» на просмотр. Вот тогда и встал этот серьёзный вопрос. На самом деле я испугался смены обстановки, нового коллектива и решил, что останусь в хоккее. С тех пор моя жизнь связана только с ним.


- Через 6 лет ты заиграл не только в ЮХЛ, но и сумел дебютировать в «молодежке». Вспомни этот отрезок своей карьеры.
- Дебют именно в МХЛ – незабываемые эмоции, потому что для 16-летнего парня – это что-то новое, что-то особенное, и внутри у тебя чувство гордости, ведь это уже не юношеский, а профессиональный хоккей. Разумеется, был и мандраж, особенно перед первой игрой: на тот момент для меня это было круто, я и не мечтал об этом! Если не ошибаюсь, то соперником были рижане, наша команда играла в Балашихе, и мы выиграли, а свою первую шайбу в «молодёжке» я забросил против «Красной Армии», буквально через несколько игр после дебюта. Так постепенно, с каждой игрой, удавалось осваиваться. Конечно, ребята старшие очень помогали, отличный был коллектив. В ХК «МВД» тогда было немало моих сверстников, не было одиноко в коллективе.


- Быстро приходит осознание, что пробиться в состав – это не конечный результат, чтобы закрепиться, нужно «пахать»?
- Конечно, с учётом того, что все молодые, и ответственность в два раза выше была. С тобой никто не будет «сюсюкаться», не делая скидок на возраст – это уже профессиональный хоккей, где необходимо выходить на лёд и доказывать, что ты сильнее ребят, которые старше тебя на год-два. Никто никаких послаблений из-за возраста не давал, ни тренерский состав, ни менеджмент. Работали в тех же условиях, порой даже больше были нагрузки, потому что молодые, «проседали» иногда. Бегали побольше, после тренировок оставались, сами дорабатывали после занятий катание, броски…


- Получается, вызов в «Динамо», в ВХЛ ты воспринял как аванс?
- Я думаю, что да. Для любого молодого парня вызов во взрослую команду уровня ВХЛ или КХЛ – это аванс, как минимум. Клуб на тебя рассчитывает в дальнейшем, тебя просматривают, за тобой следят. Просто надо было воспользоваться этим шансом и показать, что ты не просто приехал на одну-две игры, а можешь остаться и приносить пользу команде.


- Ориентиры среди старших товарищей были? Возможно, воскресенский воспитанник Алексей Маклюков?
- Мне кажется, он тогда проводил в «Динамо» уже третий сезон и постоянно подключался в КХЛ. Конечно, в том составе балашихинского «Динамо» было много ребят повзрослее, которые поиграли в КХЛ. Наблюдал за ними, задавал вопросы, да и сами партнёры подсказывали. Не скажу, что кто-то определённо был ориентиром, но всё равно уже хотелось, чтобы тренерский штаб тебе больше доверял, чтобы чаще была возможность появляться на льду в неравных составах. Конечно, следил за взрослыми, как они работали над нюансами, для меня всё было в новинку, в диковинку – попасть уже во взрослый, мужской хоккей. Кумиров не было, но, к примеру, смотришь хоккей, НХЛ. Возьми любой матч – интересно будет, и в каждом поединке найдёшь огромное количество «плюсов» для себя, своего развития, над чем можно и нужно работать. Вся национальная лига – это ориентир.


- Прежде, чем команда «Динамо» выиграла Братину, состоялась Русская Классика, а соперником выступил воскресенский «Химик»…
- Нет, к сожалению, принять участие в этом знаковом событии мне помешала травма. Я с юниорской сборной России прилетел из Канады после турнира, и уже с «Динамо» предстоял выезд, который стартовал в Нижнем Тагиле. Паузы между этими перелётами почти не было, около 6 часов всего, и на утренней тренировке получил травму, после чего пропустил полтора месяца.
- Но в том же сезоне ты стал бронзовым призёром чемпионата мира, а в «вышке» «Динамо» завоевало чемпионский титул. Можно ли сравнивать эти награды?
- Любая медаль – это успех, потому что ты трудишься для этого. Многие скажут, что кроме «золота» нет другой награды, но я не соглашусь с этим. Любая медаль ценная, добытая на любом турнире, вне зависимости от того, профессиональная это награда, или на любительском уровне, потому что ты прикладываешь свои силы для достижения результата, и успех – это твоя заслуга. Поэтому не смогу выделить одну из этих наград. Везде трудились, боролись. Мы, сборники, уехали из «вышки», когда шла ¼ финала. Полуфинал и финал мы уже пропустили, и именно с «Динамо» не вкусил всю радость победы, но переживал, следил за плей-офф, находясь на чемпионате мира, держал связь с ребятами в ВХЛ. Переживал, желал успеха в переписке.


- Что помогло бросить новый вызов себе и уехать за океан?
- На самом деле фактор был только один: я подписал контракт с «Динамо», свой первый профессиональный, на три года, но, как известно, после кубковой победы, команда «закрылась», сменилось юридическое лицо и мы, спортсмены, стали неограниченно свободными агентами. Я обговаривал с семьёй возможность отъезда за океан, думали об этом, сомневались, но после роспуска «Динамо», приняли решение попробовать. Тем более, что был интерес со стороны заокеанских коллег. Одни раз живём, это большой жизненный опыт, плюс на драфте был выбран в третьем раунде. Это тоже подтолкнуло, к тому, что надо ехать. «Тампа», которая меня выбрала, проявляла заинтересованность, чтобы я был в Америке, чтобы проще было отслеживать мою игру, подсказывать в дальнейшем развитии.


- Хоккеисты рано и быстро привыкают к взрослой жизни, и всё же, что было самым сложным: новый язык, бытовые вопросы?
- Первое время, когда ты приезжаешь туда, знание языка – проблема, но её нельзя назвать большой. Серьёзнее то, что ты одинок в другой стране. Поддержка близких тебе людей необходима. Они смогут в важный момент сказать: «Не расстраивайся»! Не по телефону, а вживую. Именно этого не хватало, а в остальном всё было достаточно просто: хорошая семья (ребята же по семьям живот, если выступают в юниорских лигах).


- Борщ готовили? Порой приходилось слышать от наших ребят, что его-то и не хватало!
- Борщ готовили! Я в юниорке поменял три клуба, и все три семьи были очень дружелюбными и старались по полной, чтобы я не ощущал, что далеко от дома. Я до сих пор общаюсь со всеми, интересуюсь их делами, и они не остаются безучастными. В бытовом плане всё было классно.

- Главное, что для тебя состоялось там, за океаном?

- Ментально вырос – это 100%. Психология окрепла. Вырос как человек, и превратился из обычного молодого парня в мужчину. Приходилось принимать самостоятельные решения. Конечно, без обсуждения с родителями не обходилось, но последнее слово требовалось именно от меня, ответ был за мной. И в быту приходилось за всё отвечать без помощи родителей, или ещё кого-либо…В этом плане – большой опыт, плюс это другая страна, совершенно другой мир, другой менталитет у людей.

- С возвращением в Россию помог «Спартак», но ты понимал, что можешь оказаться в «Химике». Следил за вертикалью красно-белых?
- Да! В прошлом году плотно следил за «вышкой», очень много знакомых и друзей здесь играло. В «Химике» выступал мой лучший друг Марк Рубинчик. Мы вместе с ним в хоккее с 10 лет. Мы и на отдых всегда вместе отправляемся, общаемся, дружим. Следил, как выступает он и воскресенцы – это интересно! Любой спорт интересен, любые лиги, особенно, если там выступают твои друзья.



Фотографии

Партнеры ХК "Химик" Воскресенск